Символика сада в армянских народных сказках
DOI:
https://doi.org/10.46991/BYSU:B/2022.sp1.013Ключевые слова:
сказка, сад, рай, сады земные, грех потеря, скупость, певчяя прицаАннотация
В богатой пейзаже волшебной сказки особое место занимает сад как идеальная среда обитания человека - светлая, цветущая, плодородная, с которой в сказке связаны мотивы любви, соединения, брака, роста и плодородия.
В статье рассматриваются основные мотивы сказки, связанные с садом - их различные проявления - от райского сада бессмертия до обычных мирских садов. Сад представлен как идеальная среда обитания, данная человеку Богом, неправильное использование которой в некоторых случаях приводит к мотивам утраты сада. В статье рассмотрены некоторые литературные обработки этих фольклорных мотивов в армянском и мировом литературе (Ог.Туманян, Г.К.Андерсен, ОскарУайльд).
Делается попытка выяснить символику сада в рассматриваемых сюжетах, изучить проблему связи сада и поющей птицы в контексте семантики единства души и тела.
Библиографические ссылки
Մ. Աբեղյան, Երկեր, հ. 1, Եր., 1966:
В.Н. Топоров, Модель мира (мифопеэтическая), Мифи народов мира, Советская
энциклопедия, М., т. 2, 1992.
Ն. Վարդանյան, Սահմանային գոտու սիմվոլիկան հրաշապատում հեքիաթում, «Ոսկե դիվան»,
հեքիաթագիտական հանդես, պրակ 4, 2012-2013, էջ 46-53:
Հ. Պետրոսյան, Հայ միջնադարյան պատկերացումները իդեալական կենսատարածքի եւ կենսընթացի մասին.
Աշխարհը որպես այգի // Հանդէս ամսօրեայ, Վիեննա-Երեւան, 2002, թիվ 1-12, էջ 411-440;
«Сад: Символы, метафоры, аллегории, М., «Памятники исторической мысли»,
Հայ ժողովրդական հեքիաթներ, հ. 1, Եր., 1959:
Հայ ժողովրդական հեքիաթներ, հ. 2, Եր., 1959:
Հայ ժողովրդական հեքիաթներ, հ. 3, Եր., 1962:
Հայ ժողովրդական հեքիաթներ, հ. 4, Եր., 1963:
Հայ ժողովրդական հեքիաթներ, հ. 5, Եր., 1966:
Հայ ժողովրդական հեքիաթներ, հ. 6, Եր., 1973:
Հայ ժողովրդական հեքիաթներ, հ. 15, Եր., 1998:
Ռ. Գրիգորյան, Գեղարքունիք, «Հայ ազգագրություն և բանահյուսություն», հ. 14, Եր., 1983:
Ե. Լալայան, Երկեր, հ. Գ, Եր., 2004թ.:
Ջ.Ֆրեզեր, Ոսկե ճյուղը. մոգության և կրոնի ուսումնասիրություն, Եր., 1989:
Ն. Վարդանյան, Եդեմի, դրախտի պարտեզի և այգու այլաբանությունը հայ ժողովրդական քնարերգության
մեջ, «Էջմիածին», Մայիս 2021, էջ 79-91:
Ն. Վարդանյան, Քունը հեքիաթի կառուցվածքային շղթայում // «Քունը և երազը հեքիաթում»,
Գիտաժողովի ծրագիր և թեզիսներ, Հովհ.Թումանյանի թանգարան, Եր., 2015, էջ 20-21:
Սասունցի Դավիթ, Եր., 1961:
Հ. Թումանյան, Երկերի լիակատար ժողովածու, հ. 4, Եր., 1991:
Վ. Դևրիկյան, Հազարան բլբուլի Թումանյանի մշակումը հեքիաթի տարբերակների համատեքստում //
«Ոսկե դիվան», հեքիաթագիտական հանդես, պրակ 6, Եր., 2018-2019:
Андерсен Х.К., Сказки рассказанные детям (узд. Подготовили Л.Ю.Брауде и
И.П.Стреблова), Москва, 1983.
Հ.Աճառյան, Հայերեն արմատական բառարան, հ. 1, ԵՊՀ հրատ., Երևան, 1926:
Գ.Սրվանձտյանց, Երկեր, հ. 1, Եր., 1978թ.:
Օսկար Ուայլդ, Երկեր, Եր., 1980:
Հ. Թումանյան, Երկերի լիակատար ժողովածու, հ. 9, Եր., 1997:
«Հայոց հին և միջնադարյան բանաստեղծության քրեստոմատիա», կազմ.՝ Ա. Գ. Մադոյան, Գ. Գ. Անանյան,
Եր., 1979:
Ժ. Քալանթարյան, Հայ գրականագիտության պատմություն, Եր., 1986:
Ղ. Ալիշան, Հայոց երգք ռամկականք, Վենետիկ, ս.Ղազար, 1852, էջ:
Ա. Մնացականյան, Հայկական միջնադարյան ժողովրդական երգեր (խմբ.` Շ. Նազարյան, Էմ. Պիվազյան),
Եր. 1956:
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Ереванского Университета
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.